Рекомендации психологов по профилактике суицидального поведения детей.
2018-05-10
VK Facebook Twitter Google plusВ качестве основы для реализации этого направления работы педагогу-психологу можно порекомендовать обратиться к типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Данная модель разработана авторским коллективом под руководством д. псх. н., профессора Н. Ю. Синягиной и к. псх. н., доцента О. И. Ефимовой.
Она базируется на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, позволившем определить стратегию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся (далее – Сопровождение).
Основная идея модели и миссия такого Сопровождения заключается в организации специальной психолого-педагогической работы, в результате которой будут устранены социальные и социально-психологические предпосылки, способствующие формированию суицидального поведения, и приняты своевременные научно-обоснованные меры по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних.
Можно обозначить два вектора и восемь основных направлений Сопровождения.
1 вектор – Общая профилактика – обеспечивает вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации.
2 вектор – Специальная профилактика – сориентирован на выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне.
В качестве основных направлений Сопровождения можно выделить: научно-методическое; информационно-аналитическое; диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; консультационное; просветительское; социально-диспетчерское. Каждое из них связано с решением определенной задачи, содержанием и формами реализации.
1. Научно-методическое направление.
Задача – создание междисциплинарной (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Содержание:
* обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической науки и школьной практики;
* организация экспериментальной деятельности;
* апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся;
* обучение педагогов и психологов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.
Формы реализации:
- конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;
- публикации педагогического коллектива в научно-методических изданиях;
- разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;
- творческие отчеты педагогического коллектива;
- курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;
- занятия с родителями.
2. Информационно-аналитическое направление.
Задача – психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий.
Содержание:
* постоянный мониторинг психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;
* выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;
* систематизация психолого-педагогических материалов;
* сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации.
Формы реализации:
- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;
- хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;
- ведение документации психолого-педагогической службы;
- планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы;
- обеспечение участников образовательного процесса необходимыми документами и информацией учебного и справочного характера.
3. Диагностическое направление.
Задача – получение своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс-выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений.
Содержание:
* диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
* диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;
* диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;
* диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.
Формы реализации:
- обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;
- обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
- мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;
- диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;
- мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;
- мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.
4. Коррекционно-развивающее направление.
Задача – обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.
Содержание:
* коррекция межличностных отношений в классах;
* содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
* формирование социально-поведенческих навыков;
* реализация специальных психолого-педагогических программ сопровождения детей, входящих в группу особого психологического внимания: «Учимся ценить жизнь!», «Здоровый образ жизни!», «Избавимся от страхов и тревоги», «Победим свои фобии», «Помоги себе сам» и др.;
* коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Формы реализации:
- тренинговая работа с учащимися;
- развивающие занятия;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- консультации ребенка и родителей.
5. Профилактическое направление.
Задача – предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи.
Содержание:
* формирование ценности жизни и здоровья;
* ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
* пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
* развитие навыков здорового образа жизни;
* формирование и развитие коммуникативных навыков.
Формы реализации:
- лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;
- мастер-классы, тренинги для педагогов и родителей;
- мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;
- индивидуальные беседы с учениками, педагогами, родителями.
6. Консультационное направление.
Задача – оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся.
Содержание:
* консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценностью жизни и здоровья, особенностями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
* консультирование руководителей и педагогов по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
* консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.
Формы реализации:
- групповые консультации (по плану);
- консультации по запросу.
7. Просветительское направление.
Задача – повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического Сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Содержание:
* распространение психологических знаний;
* формирование психологической культуры.
Формы реализации:
- педагогические советы;
- психолого-педагогические консилиумы;
- родительские собрания, классные часы;
- тематические вечера, дискуссионные клубы.
8. Социально-диспетчерское направление.
Задача – обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями).
Содержание:
* мониторинг социально-психологических проблем учеников, родителей и педагогов;
* организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями окружного (городского) уровня с целью профилактики детского суицида и рискового поведения подростков и молодежи.
Необходимой составляющей целостной системы профилактики суицидальных рисков выступает целенаправленная педагогическая деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организацию междисциплинарного взаимодействия.
Форма реализации:
- направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем.
Помимо функционального разделения на направления Сопровождение предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения. Каждый цикл такого Сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач Сопровождения, и решает частные задачи Сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.


