Психологические защиты личности.
2018-04-20
VK Facebook Twitter Google plus
К механизмам психологической защиты относят (по З. Фрейду):
1. Отрицание – вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается или отрицается сам факт ее существования.
2. Вытеснение – активное выключение из сознания неприятной информации.
3. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.
4. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.
5. Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей, в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.
6. Отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.
7. Замещение – вид защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.
8. Репрессия – жестокое подавление сознанием нежелательных импульсов, мыслей, чувств и действий.
9. Регрессия – возврат назад, на более ранние стадии развития.
10. Сублимация – преобразование агрессивной и сексуально заряженной энергии в общественно-полезную и творческую активность (спорт, творчество).
Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Способность сознательно ставить цели, принимать решения и подчинять им свои действия. Воля выполняет как минимум две функции:
побудительная, обеспечивающая активность человека;
тормозная, проявляющаяся в сдерживании нежелательного проявления.
Существуют люди, обладающие сильной волей, умеющие преодолевать трудности и препятствия, решительные, мужественные и выносливые. Имеются слабовольные люди, нерешительные, боязливые. Крайней степенью слабоволия является абулия. Абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности. Человек в таком состоянии не может заставить себя что-то сделать. Типичное проявление слабой воли – лень.
У человека на протяжении его жизни формируется один из двух уровней (локусов) контроля за своими действиями и поведением.
Внешний локус контроля характеризуется тем, что человек ищет причины своих неудач и поражений во внешних обстоятельствах. Например: виноват директор, что не вовремя сообщил тему; виноват транспорт, что плохо ходит; виноваты дети, что плохо учат уроки.
Внутренний локус контроля – поиск причин неудач в себе, своем поведении, особенностях характера. Например: я виновата в том, что ребята получили «тройки» за контрольную работу; я не смогла организовать детей на мероприятие. Появляется возможность исправить положение, поскольку оно зависит от меня лично.
Рекомендации по воспитанию воли:
Начинать воспитание воли нужно с преодоления сравнительно незначительных трудностей.
Формировать с детства внутреннего локуса контроля.
Необходимо иметь определенную цель; чем она значительней, тем больше трудности может преодолевать человек.
Добиться исполнения принятого решения, иначе воля дезорганизуется.
Организация режима дня упорядочивает время, борется с разбросанностью.
Занятия спортом закаляет волю.
Развивая волю, следует помнить о законе целесообразности: перегнув палку, можно стать упрямцем.
Самосознание. Я-концепция.
Самосознание – процесс и результат выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект) и отношения к себе (эмоционально-ценностный аспект). Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере приобретения жизненного опыта, происходи переосмысление себя, своего места в жизни. Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношения к себе как личности. Осознание себя происходит с помощью оценок взрослых. Компонентами самосознания являются:
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, то ощущений, вызываемых внешними предметами.
2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно проявляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…».
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения.
4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах.
Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она включает в себя:
1) «образ Я» - представление индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку о самом себе;
3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется. Если опыт противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь сбалансированного организма. «Я-концепция» определяет и ожидания человека. В ней также запрограммировано, каким должно быть поведение человека. Если в моем «Я» жестко запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть свою слабость, соблазны, лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» записано, что я беспощадный, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви вносит рассогласованность в «Я-концепцию» и рассматривается как слабость, достойная презрения. «Образ Я» одна из самых важных для личности установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается человеком болезненно.
«Образ Я» выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя три компонента:
Когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.
Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие.
Поведенческий компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус.
«Образ Я» включает в себя четыре составляющие:
«Я-реальное» – представление о себе в момент самого переживания.
«Я-идеальное» – представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.
«Я-фантастическое» – представление о том, каким бы желал стать, если бы это было возможным.
«Я-зеркальное» – представление о том, каким меня видят другие.
Одной из составляющих «Я-концепции» является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Она не является постоянной, изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки:
Важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», если разрыв между ними большой, то и самооценка будет низкой.
Человек склонен оценивать себя так, как его оценивают другие.
Человек оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности.
Идентичность – это уподобление, отождествление с кем-либо, с чем-либо (объектом, группой, образцом).
Идентификация – это процесс сопоставления одного объекта с другим на основании какого-либо признака.
Литература для самостоятельного изучения:
Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М., 2004.
Калинина, Н.В., Лукьянова, М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография /Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. – Ульяновск, 2003.
Лукьянова, М.И. Моя профессия — детский психолог: практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007.
Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии /С.Д. Поляков. – М., 2003.
