Антистресс онлайн
Новое мобильное приложение «Ансти стресс онлайн» скачать

Понятие «личность» в воспитании ребенка.

2018-04-07


Информация в рамках проекта "Рассказать! Помочь! Спасти!"

Основными научными категориями личностно ориентированного подхода в воспитании являются: индивидуальность, личность, , субъект, субъектность, Я-концепция, выбор и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и человеческих общностей.

Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализированная личность – человек осознанно и активно реализующий стремление быть самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Самовыражение – процесс и результат развития индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проверки своей активности.

Центральным понятием личностно ориентированного подхода является «личность». Попробуем развести по смыслу такие понятия, как индивид, человек, индивидуальность и личность.

Индивид мы говорим, когда речь идет о человеке как представителе вида homo sapiens.

Человек – это субъект и продукт исторического процесса.

Под индивидуальностью понимается конкретный человек, носитель психологических и социальных качеств и свойств, это неповторимый продукт личностной работы.

Личность – это социальное качество индивида, проявляющееся в общении и деятельности. Известно, что личностью не рождаются, личностью становятся. Причем «становятся» дважды. В первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет свой знаменитый лозунг: «Я сам!» Второй раз, когда его сознание достигает определенной ступени развития. Говоря словами С.Л. Соловейчика, личность – самое сложное явление во Вселенной, и нельзя понять движущие ее силы в два счета, в полчаса, с одного подхода, с одного чтения.

Что же понимается под «развитием личности»? В целом под «развитием человека» понимается процесс его становления под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Таким образом, в развитии человека можно выделить естественную (по сущности природы) и искусственную (по сущности социума) составляющие. Что касается «развития личности», то в науке имеется более 100 теорий личности, каждая из которых по-своему описывает ее развитие.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность – это иерархизированная система деятельностей. Каждый возрастной этап характеризуется ведущим видом деятельности:

0-1 год – младенец – эмоциональное общение взрослого с ребенком;

1-3 года – раннее детство – предметно-манипулятивная деятельность ребенка;

3-6 лет – дошкольное детство – сюжетно-ролевая игра;

6-10 лет – младший школьник – учебная деятельность;

10-15 лет – подросток – деятельность общения (со сверстниками);

15-17 лет – ранняя юность – учебно-профессиональная деятельность.

Ведущая деятельность составляет ядро личности, а предыдущие виды деятельности уходят на периферию, становятся второстепенными. Все типы ведущих деятельностей можно разделить на две группы. Первая группа – система «ребенок – общественный взрослый», в которой происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Вторая группа – система «ребенок – общественный предмет», внутри которой происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами. На протяжении жизни ребенка они чередуются.

Каждый возрастной период характеризуется возникновением личностного новообразования:

Младенчество – способность активно бодрствовать, перцептивная память.

Раннее детство – потребность в ориентировке, речь, система «Я».

Дошкольное детство – внутренняя позиция, соподчинение мотивов.

Младшее школьное детство – способность к произвольному целеполаганию.

Младший подростковый возраст – способность к идентификации.

Старший подростковый возраст – чувство взрослости, чувство первой любви.

Выделяют три фазы развития личности:

1. Адаптация – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него складываются качества зависимости, безинициативности, неуверенности в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

2. Индивидуализации – нарастание поиска средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Индивид мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (спортивные успехи, олимпиады). Если личность предъявляет группе свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают, это способствует развитию таких качеств как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватно завышенная самооценка.

3. Интеграции – происходит интеграция индивида со всеми его индивидуальными особенностями, ценностями, стандартами в общности. Если группа не принимает его таким, то возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция.