Индивидуально-личностные особенности ребенка.
2018-01-20
VK Facebook Twitter Google plus
Нарушения в личностном развитии. Акцентуации характера.
Характер – это сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств человека, в которых выражаются отношения его к окружающему миру, другим людям и самому себе. Характер – это приобретенные качества. Воспитываясь в благоприятной ситуации, у индивида формируются позитивные черты характера: целеустремленность, доброта, аккуратность, ответственность. Однако в неблагополучной ситуации развития, при неправильном воспитании у человека формируются акцентуации характера.
Акцентуация – это чрезмерное «выпячивание» в характере человека одной или нескольких черт. Это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей устойчивости к другим. А.Е. Личко было выделено 11 типов акцентуаций.
1. Гипертимный тип.
Главная черта – повышенный фон настроения. Наблюдается высокий жизненный тонус, активность, приподнятое настроение, оптимистичность, общительность, предприимчивость. Плохо переносят дисциплину и регламентированный образ жизни, к законам и правилам относятся легкомысленно, легко переступают грань законов.
Уязвимость: ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов; монотонная деятельность.
Коррекция: создание ситуаций, где бы проявлял лидерство; посещение разнообразных секций, кружков; общение в большом коллективе; частая смена обстановки, заданий.
2. Циклоидный тип.
Главная черта – беспричинная смена настроения, цикличность подъемов и спадов. В депрессивной фазе настроение понижено, упадок сил, вялость, раздражительность, интровертированность. В фазе подъема – активность, живость, легкомысленность, тяга к наслаждениям, общительность. От настроения зависят и успехи в учебе.
Уязвимость: ситуации, когда от находящегося в депрессии подростка, требуют нормального поведения.
Коррекция: подпитка оптимизмом, чтобы растянуть фазу подъема; не оставлять одного в фазе депрессии; убеждать, что фаза депрессии неминуемо сменится фазой подъема; не критиковать в депрессии.
3. Лабильный тип.
Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Малейшие неприятности выводят из себя, погружают в мрачные переживания, а приятные события поднимают резко настроение. От текущего настроения зависит самочувствие, работоспособность, общительность, успеваемость.
Уязвимость: ситуации грубости, равнодушия к его эмоциональному состоянию, черствость окружающих; отсутствие теплых эмоциональных связей.
Коррекция: приучать в пасмурные дни искать светлые стороны (рационализировать); поддерживать малейшие успехи.
4. Астено-невротический.
Главная черта – повышенная утомляемость, раздражительность. Налицо признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез. Плохо переносят нагрузки, ипохондричны, головные боли.
Уязвимость: ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости, соревнования; болезнь или смерть близких, разговоры о смерти.
Коррекция: щадящий режим; уменьшение нагрузок (физических и умственных); избегание ответственных ситуаций; отдых, укрепляющее лечение.
5. Сензитивный тип.
Главная черта – чрезмерная чувствительность и впечатлительность. С детства боязливы, пугливы, стеснительны, имели разнообразные страхи, робки, избегали бойких детей, споров. Чувство неполноценности, склонность к суицидам. Сильно переживают за отношение к ним окружающих.
Уязвимость: ситуации обвинения в непорядочности, публичные указания на его недостатки.
Коррекция: детальный разбор фактов, опровергающих убежденность в своей неполноценности; создание ситуации успеха; создание впечатления необходимости людям; отсутствие критики при людях.
6. Психастеничекий.
Главная черта – повышенная тревожность, крайняя нерешительность. Мнителен, склонен к сомнениям, трудности в принятии решения, взвешивание каждого шага. Склонен к опасениям, страхи футуристические, возникают ритуалы, самостоятельный выбор мучителен.
Уязвимость: ситуации сопряженные с проверкой, контролем.
Коррекция: заранее не пугать проверками; убеждениями снять повышенную тревожность; привлечение к спорту; пробуждать живое восприятие; фитнес; избегать ответственных мероприятий.
7. Шизоидный тип.
Главная черта – малая контактность, интровертированность. Замкнут, отгорожен, одинок духовно, любит одиночество, не любит гулянок, вечеринок. Мыслительный тип, склонен к абстрагированию, схемам, теориям.
Уязвимость: ситуации, в которых они вынуждены устанавливать контакты с большим количеством людей.
Коррекция: актерский тренинг, не останавливать, если заговорил; говорить о его хобби.
8. Эпилептоидный тип.
Главная особенность – любовь к порядку, склонность к злобно-тоскливому настроению. Энергичный тип, приверженец порядка, аффективен, характерны взрывчатость и безудержная агрессивность. Конфликтен, рано просыпается сексуальность, стремится к лидерству, не творческий человек, самолюбивый, не чувствителен к чужому горю.
Уязвимость: ситуации, требующие оперативных действий; повышение нагрузки и ответственности; переломные моменты в жизни.
Коррекция: при разговоре сначала обратить внимание на положительную сторону, потом мягко об отрицательном; приучать уходить от раздражающих ситуаций; в возбужденном состоянии искать уединения; избегать опьянения; дать лидерский пост, но большее время на котором он уделял бы бумагам.
9. Истероидный тип.
Главная черта – безграничный эгоизм и «жажда признания». Артистичны, стремятся любой ценой добиться внимания к себе, восхищения, удивления, сочувствия. Не переносят безразличия и равнодушия. Увлечения эгоцентрические, склонны к демонстративным побегам, к суицидальному шантажу. Самооценка завышенная, обидчив, добро может сделать, но на виду у группы.
Уязвимость: ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или разоблачают во лжи.
Коррекция: дать возможность проявить себя в делах, а не в выдумках; демонстрации должны быть осуждены и не получено, что требовал в капризе; показывать невыгодность фантазий.
10. Неустойчивый тип.
Главная черта – безволие, внушаемость. Легко поддаются чужому мнению, «плывут» по течению, слабохарактерны, нет силы воли, не имеют положительных целей. Часто попадают в дурные компании, бросают учебу, начинают курить, выпивать, сближаются с правонарушителями, употребляют наркотики, убегают из дома. Ленивы, неаккуратны, не испытывают высших эмоций.
Уязвимость: ситуации бесконтрольности, отсутствие внешнего контроля, отсутствие наказания за проступки.
Коррекция: твердый контроль, руководство; строгий режим, страх наказания; полезно пребывание в закрытых учреждениях.
11. Конформный тип.
Главная черта – постоянная конформность привычному окружению. Ориентируются не на себя, а на нормы и ценности своей группы. Подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов. Часто попадают в дурные компании, отрицательно относятся к любым переменам в жизни, испытывают неприязнь к чужакам.
Уязвимость: ситуации смены стереотипов; новые люди с новыми идеями; ситуации выбора самостоятельных решений.
Коррекция: запрашивать мнение последним; показывать невыгодность слепого подчинения.
Литература для самостоятельного изучения
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М., 2003.
Лукьянова, М.И. Моя профессия — детский психолог: практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007.
Лукьянова, М.И. «Трудные» дети. Способы эффективного взаимодействия /М.И. Лукьянова. – Ульяновск, 1993.
